Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую граждане именуют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Однако ни одно из указанных наименований не является научно-обоснованным и верным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более семи лет назад, основная масса практикующих адвокатов, следователей, судей, юристов все также продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс исследования, не уточняя конкретного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного определения данного исследования, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес организации, где присутствуют «автоэксперты» (оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без должного исполнения, в результате чего сроки расследования затягиваются из-за элементарной неграмотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте происшествия: состояние покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и прочих участников по полотну автодороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неправильная разметка дорожного полотна, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных указателей и прочие отрицательные условия ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.